История автогаза
Путешествие в историю создания и развития автогаза.
Путешествие в историю создания и развития автогаза.
Первое упоминание о смеси пропана и бутана известно c 1910 года. Именно в это время Уолтер О. Снеллинг, американский химик, изучающий свойства бензина, выделил газообразные фракции из жидких, тем самым обнаружив существование пропана.
В 1912 году он разработал свою первую установку пропана, а в 1913 году запатентовал производство пропана в промышленном масштабе. В том же году патент был куплен Фрэнком Филипсом, основателем нефтяной компании ConocoPhilips.
Информация о практическом использовании сжиженного нефтяного газа датируется 1918 годом, когда топливо использовалось для паяльных ламп и металлорежущих паяльников. Однако коммерческое производство не начиналось до 1920-х годов.
В 1922 году продажи LPG в США превысили 223 тыс. галлонов, а в течение следующих 3-х лет этот показатель вырос до 400 тыс. галлонов . В 1928 году LPG был впервые использован в качестве моторного топлива в грузовике, также в это время был изготовлен первый LPG-холодильник.
В 1929 году уровень продаж топлива в США составлял 10 миллионов галлонов.
Сжиженный газ быстро набирал обороты. В 1932 году он использовался для приготовления пищи и подогрева воды во время Олимпийских игр в Лос-Анджелесе. Пропан-бутановая промышленность развивалась, и к 1934 году сумела произвести и продать 56 миллионов галлонов сжиженного нефтяного газа.
В течение нескольких последующих лет спрос на LPG еще больше усилился благодаря популярности дирижаблей, регулярно путешествующих между Европой и США. Дирижабли серии Zeppelin последнего поколения использовали двигатели, работающии на так называемым газе Блау (изобретенным Германом Блау), который очень похож на бутан. Использование газообразного топлива с примерно такой же массой, что и воздух, было действительно очень удобным для дирижаблей, поскольку оно не меняло общий вес цепепелина, как это делало жидкие топлива.
К сожалению, самый крупный из когда-либо построенных дирижаблей Гинденбург взорвался в 1937 году, и на этом эпоха Zeppelin закончилась.
Но эпоха LPG на этом не закончилась. На аэродромах, где размещались дирижабли, находилось большое количество газовых бутылок. Например, 6000 из них стали бесполезными только в одном Рио-де-Жанейро. Предприниматель Эрнесто Иджел решил купить их и продвинуть газ в качестве отличного кулинарного топлива. Так появилась бразильская компания, получившая название Ultragaz.
К 1939 году компания имела три распределительных устройства и 166 клиентов. Одиннадцать лет спустя, в 1950 году, было более 70 тысяч клиентов. Сегодня Ultragaz является одним из крупнейших операторов LPG в мире.
После окончания Второй мировой войны промышленное производство возросло и продажи LPG в США превысили 1 миллиард галлонов. В то время около 62% всех американских домашних хозяйств имели установки для сжиженного нефтяного газа.
В 1950 году Чикагский транзитный орган, оператор общественного транспорта из Чикаго, заказал 1000 автобусов, работающих на сжиженном нефтяном газе. В это же время в Милуоки 270 такси были также переоборудованны на работу на автогазе. В 1958 году продажи LPG достигли 7 миллиардов галлонов, а в 1965 году Chevrolet представила 4 новых двигателя сжиженного нефтяного газа для коммерческих автомобилей.
LPG впервые появился в Европе когда он был импортирован из США и представлен во Франции в середине 1930-х годов. Он был разлит в бутылки. В 1938 году итальянская компания Liquigas начала заполнять бутылки сжиженным нефтяным газом на объекте недалеко от Венеции.
Начало Второй мировой войны на несколько лет остановило развитие LPG в Европе.
После войны Нидерланды и Италия стали пионерами по производству автомобилей с автогазом. Первые автомобили с LPG появились на голландском рынке в 1954 году. Их импортировали из США. По инициативе голландского импортера этих автомобилей было начато строительство первых заправочных станций LPG, на которых использовали оборудование из США и Германии.
Устойчивый рост интереса к автогазу был обусловлен политической и экономической ситуацией в мире, Конфликтом в Суэцком канале и ростом цен на бензин, связанных с этим. В 1960 году количество станций СНГ в Нидерландах удвоилось и достигло 100, а одиннадцать лет спустя — в 1971 году — было уже целых 1000 станций.
Быстрое развитие отрасли автогаза очень хорошо проследить благодаря росту продаж в Европе.
В 1950 году продажи автогаза составляли всего 300 тысяч тонн.
В 1960 году они составили 3 миллиона тонн.
A в 1970 году составляли 11 миллионов тонн.
С 1936 года официально началось использование автогаза в качестве моторного топлива в СССР. В это время вышло Постановление Совнаркома о газификации автотранспорта. Согласно Постановлению в 1937 году на дороги страны должны были выйти первые 500 автомашин, работающих на газе. Но ни в 1937, ни в 1938 году эти автомашины не появились, а газификация транспорта оставалась в стадии одиночных опытов.
В 1939 году в НАМИ создали газогенераторные автомобили ЗИС-21 и ГАЗ-42, а также газобаллонные автомобили ЗИС-30 и ГАЗ-44, использовавшие сжиженный нефтяной газ.
В 1949−53 годах были спроектированы и переданы в производство газобаллонные автомобили ГАЗ-51Б и ЗИС-156, работавшие на газе. В 50-х годах построено 30 мощных станций, снабжавших газом около 40 тыс. автомобилей. В 1953−57 годах налажен выпуск автомобилей ГАЗ-51 Ж и ЗИС-156А, работавших на ГСН, а в 1973−75 годах выпускались автомобили следующего поколения: ЗИЛ-138, ГАЗ-52−07, ГАЗ-53−07, ЗИЛ-138В1, ЗИЛ-ММЗ-45023.
С 1982 года начато серийное производство автомобилей ГАЗ-52−27 ГАЗ-53−27 и ЗИЛ-138А, использующих газ. В 80-х годах также освоен серийный выпуск автобусов, легковых и грузовых автомобилей на заводах ГАЗ, РАФ, ЛАЗ, ЛиАЗ, УАЗ, КамАЗ, ММЗ.
В 1981 году в СССР была принята государственная программа развития газобаллонного автотранспорта, а через несколько лет еще одна, предусматривавшая использование газа на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.
В 1990 году производство КПГ на АГНКС в СССР достигло максимума и превысило 1 млрд. куб. м.
В 2000 году, в связи с ростом цен на бензин, резко вырос и продолжает расти интерес к использованию автогаза.
По состоянию на 2000 г. в России насчитывалось около 40 заводов и установок, производящих ГСН, объем производства, которых в 2000 г. составил около 6 млн. т и только 4% пошло на нужды автотранспорта то есть 240 тыс. т.
По прогнозам Министерства энергетики России, в 2000—2020 годах внутреннее потребление моторного топлива, в том числе и газового, должно вырасти с 61 до 99 млн. тонн в год.